Александр Артурович Роу (1906–1973), русский кинорежиссер. Народный
артист России (1968). Родился 24 февраля (8 марта) 1906 в Москве.
Руководил коллективом художественной самодеятельности, «Живой газетой»
и агитбригадами «Синей блузы» в Москве.
Биография
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в Сергиевом Посаде (Загорске).
Его отцом был ирландец Артур Роу, который был приглашён в Россию
работать инженером как специалист по мукомольной технике и вернулся на
родину в 1914 году, оставив в России семью. С 10 лет Александру
пришлось работать для поддержки больной матери — он торговал мелкой
кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в
промышленно-экономический техникум. С 1921 работал в агиттеатре «Синяя
блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. Чайковского,
которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им.
М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).
С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм»
ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Марионетки» (1934)
и «Бесприданница» (1937) и у других режиссёров.
С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии
имени М. Горького). Первая самостоятельная режиссёрская работа —
фильм-сказка «По щучьему велению» (1938). Именно сказочное кино для
всех возрастов стало основной темой его творчества.
В 1938 Роу поставил свой первый полнометражный фильм По щучьему
велению, сюжет которого составили четыре русские народные сказки (По
щучьему велению, Царевна Несмеяна и др.). Искрометный юмор, удачный
подбор актеров (П.
Савин в роли Емели, С.
Терентьева в роли Несмеяны, Г.
Милляр в роли Царя Гороха), простые, но забавные трюки (говорящая щука,
бегающие ведра, разъезжающая по полям и лесам печь и т.д.) давали все
основания расценить картину дебютанта как большую удачу. Однако в то
время прямое переложение фольклора в экранную форму считалось
«художественно-легковесным». Возможно, поэтому в своих последующих
работах Роу сделал попытку расширить жанровые возможности
фильма-сказки: Василиса Прекрасная (1940) стала скорее лирической
драмой, в Кащее Бессмертном, снимавшемся в военные годы, преобладали
элементы военно-приключенческого фильма. В 1940-е годы режиссер работал
в документальном и экспериментальном кино, но его главным призванием
по-прежнему оставалась киносказка, к которой он смог вернуться в 1950-х
годах. Новым крупным успехом режиссера стал фильм Марья-Искусница
(1959), где особенно удались эпизоды в подводном царстве Водяного с
эффектным для своего времени применением комбинированных съемок. Вместе
с тем сказочные интонации и кинотрюки далеко не в полной мере
исчерпывали гоголевскую поэтику в экранизациях Майской ночи и Вечеров
на хуторе близ Диканьки, осуществленных Роу в 1952 и 1961. Важным
вкладом Роу в развитие его излюбленного жанра стали фильмы, совмещающие
традиционные фольклорно-сказочные мотивы и новых героев, сверстников и
современников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме
Новые похождения Кота в сапогах. Еще более удачным примером стала
сказка Королевство кривых зеркал, юная героиня которой, советская
школьница, попав в волшебное королевство, обретала своего двойника.
Новое обращение к русскому фольклору – Морозко – было по праву оценено
как одно из высших достижений художественного стиля Роу (Гран-при
Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, 1965).
Прекрасный актерский ансамбль (А.
Хвыля в заглавной роли, Н.
Седых, И.
Чурикова, неизменный Г.
Милляр в роли Бабы-Яги), комическая эксцентрика, трюковые съемки,
традиционный русский колорит – все эти компоненты фильма находились в
гармоническом единстве и взаимодействии. Последующие работы Роу, также
фильмы-сказки на основе русского фольклора, хотя и не превзошли успех
Морозко, но пополнили фонд отечественного кино для детей.
В 1961 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1968 году — народного артиста РСФСР.
Александр Роу скончался 28 декабря 1973 года в Москве. Уже после его
смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят фильм
«Финист — Ясный Сокол» (1975).
Фильмография
Режиссер
1938 — По щучьему велению
1939 — Василиса Прекрасная
1941 — Конёк-Горбунок
1945 — Кащей Бессмертный
1952 — Майская ночь, или Утопленница
1954 — Тайна горного озера
1956 — Драгоценный подарок
1957 — Новые похождения Кота в сапогах
1959 — Марья-искусница
1960 — Хрустальный башмачок
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 — Королевство Кривых Зеркал
1965 — Морозко
1968 — Огонь, вода и… медные трубы
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога
Автор сценария
1945 — Кащей Бессмертный
1960 — Хрустальный башмачок
1961 — Вечера на хуторе близ Диканьки
1969 — Варвара-краса, длинная коса
1972 — Золотые рога
1975 — Финист — Ясный Сокол
Hello dear friend, I would like to offer placement of your link (or links) on different platforms of the internet such as: forums, blogs, comments and much more. . .
Increase your Visibility Boost Your Seo Rank - Get Organic Traffic From Google. Ranking in Google isn’t hard. All you need is a healthy number of backlinks from referring domains that have authority and trust in Google’s eyes.
This Backlinks Service Benefits:
1. Easily get Google rankings
2. Get a lot of traffic from Google
3. You can earn from the website in different ways