Jimi Hendrix
1942—1964
Хендрикс родился в Сиэтле, в штате Вашингтон, и получил имя Джонни Аллен Хендрикс.
Родители — Эл Хендрикс и Люсиль Джетер. Его мать была
алкоголичкой и умерла от цирроза печени, когда Джими было 15. Отец
Хендрикса, вернувшись с войны, дал ему новое имя — Джеймс Маршалл. На
Хендрикса оказали огромное влияние события в семье — развод родителей в
1951 году, смерть матери. Джими был близок со своей бабушкой Норой
Розой Мур. Нора, чей отец был наполовину ирландцем и наполовину чероки,
а мать мулаткой, воспитала в Джими гордость за его американское
происхождение. Дед и бабушка Джими были актерами варьете в Ванкувере,
где родился Эл Хендрикс. Эл переехал в Сиэтл, когда женился на Люсиль.
После смерти Люсиль Эл купил Джими акустическую гитару за 5 долларов,
определив этим его будущее.
После того как Хендрикс поиграл с несколькими
местными сиэтлскими группами, он был приговорен к 2 годам заключения за
угон машины. Но его адвокат смог изменить приговор на 2 года службы в
армии, в 101-й воздушно-десантной дивизии. Меньше чем через год его
уволили из-за травмы полученной при прыжке с парашютом. В армии
Хендрикса характеризовали как ужасного солдата, он постоянно спал на
посту,ему нельзя было поручить ни одного дела. По словам одного из
офицеров, «у него не было ни одного положительного качества».
После
возвращения из армии Хендрикс и его друг Билли Кокс переехали в Нэшвил,
там они играли, а иногда и жили, в клубах на улице Джеферсона —
традиционном центре чёрного сообщества Нэшвила.
В начале 1960-х, Хендрикс выступал в группах,игравших на разогреве у таких музыкантов как Кёртис Найт, Би Би Кинг и Литл Ричард.
1965—1966
15 октября 1965 года Хендрикс подписал трехлетний
контракт с Эдом Чалпином, согласно которому он получал 1$ и 1 %
гонорара,записываясь с Кёртисом Найтом. Этот контракт позже стал
причиной судебной тяжбы между Хендриксом и другими звукозаписывающими
фирмами. К
1966 году у Хендрикса была собственная группа «Jimmy James and The Blue
Flames» и постоянная работа в клубе Cafe Wha? в Нью-Йорке. В этот
период Хендрикс познакомился и работал вместе с гитаристами Джефом
Бакстером и Эллен Макилвэйн. Хендрикс стал близким другом гитариста по
имени Рэнди Калифорния, который позже стал одним из основателей группы
«Spirit». Также Хендрикс познакомился с Фрэнком Заппой. Заппа
познакомил Джими с только что изобретенной педалью эффектов «вау-вау»
(wah-wah) — инструментом, который Джими освоил в совершенстве, и
который стал впоследствии неотъемлемым элементом его «фирменного»
звучания. Также на формирование звука Хендрикса повлияли ряд групп
британского вторжения (особенно Yardbirds и The Who) и классики
тяжёлого гаражного рока - The Sonics и Линк Рей.
Когда на одном
из выступлений «Jimmy James and The Blue Flames» в Cafe Wha?, Хендрикса
увидела Линда Кейт, подруга Кейта Ричардса, она была поражена его игрой
и не могла поверить, что он не знаменит. Линда познакомила Хендрикса с
ушедшим из группы «The Animals» Чезом Чендлером, он заключил контракт с
Хендриксом, став его продюсером, и помог собрать новую группу The Jimi
Hendrix Experience, в которую вошли басист Ноэл Рединг и барабанщик
Митч Митчел. Хендрикс переехал в Лондон.
Уже после нескольких
выступлений у группы появилось множество фанатов. Первым синглом стал
кавер песни «Hey Joe», блюза, написанного Билли Робертсом, который был
в то время стандартом для рок-групп. Хендрикс слышал, как эту песню
исполнял Тим Роуз, и переделал её под свой психоделический стиль. Еще
больший успех пришел к The Jimi Hendrix Experience после выхода
оригинальной композиции «Purple Haze», записаной с сильно искаженным
тяжелым гитарным звуком. Вместе с балладой «The Wind Cries Mary», эти
три песни попали в Топ-10.
Хендрикс и его подруга Кэти Этчингем
переехали в дом на Брук-стрит, 23 в центре Лондона. По соседству с этим
домом, на Брук-стрит, 25, когда-то жил композитор Георг Фридрих
Гендель. Хендрикс, зная об этом совпадении, купил записи Генделя. Эти
два дома сейчас являются музеем Генделя, который посвящен обоим
музыкантам.
1967
Вышел первый альбом группы, под названием «Are You Experienced». 31
марта Хендрикс попал в больницу с ожогами рук — после того, как в
первый раз поджёг гитару во время выступления в театре Астория.
Второй
альбом «Axis: Bold as Love» развил дальше стиль, обозначенный в «Are
You Experienced». Выход альбома чуть не был сорван, когда Джими потерял
мастер-запись первой стороны диска. Так как подходил срок сдачи,
Хендрикс и Чендлер за одну ночь смикшировали запись из отдельно
записанных партий. Хендрикс потом говорил, что никогда не был полностью
доволен результатом.
1968
Возрастающая конфронтация с Ноэлом Редингом,
влияние наркотиков и алкоголя, а также усталость наложили свой
негативный отпечаток на гастрольное турне The Jimi Hendrix Experience
по Скандинавии. 4 января 1968 года Хендрикс был арестован в Стокгольме
за погром в номере отеля.
Третий
альбом «Electric Ladyland» стал более электронным и экспериментальным
чем предыдущие записи. Он включает 15-минутный блюз «Voodoo Child»,
джазовую композицию «Rainy Day, Dream Away/Still Raining, Still
Dreaming» и, пожалуй, самую известную версию песни Боба Дилана «All
Along the Watchtower». Дилан говорит, что эта версия ему нравится даже
больше, чем собственная.
Хендрикс решил вернуться в США и
основал в Нью-Йорке свою собственную студию звукозаписи, в которой он
мог реализовать любые свои музыкальные замыслы. Строительство студии,
которая была названа «Electric Lady», было завершено только в середине
70-х.
Дисциплинированность, аккуратность Хендрикса в работе
превратились в эксцентричность, неопределенность. Перфекционизм
Хендрикса (песню «Gypsy Eyes» записали только с 43-го дубля, и Джими
все равно не был удовлетворен) в комбинации с пристрастием к наркотикам
вынудили Чеза Чендлера уйти, в мае 1968 он передал управление своему
партнеру Майку Джефри.
Перфекционизм Хендрикса в студии
легендарен, он заставил гитариста Дэйва Мэйсона сделать более двадцати
дублей акустического сопровождения в «All Along The Watchtower».
Глубоко неуверенный в своем голосе, Хендрикс часто записывал вокал,
спрятавшись за студийными экранами.
Многие критики сейчас
считают, что Майк Джефри оказал негативное влияние на карьеру и жизнь
Хендрикса. Ходили слухи, что Джефри присвоил себе большую часть денег
заработанных Хендриксом и спрятал их на счетах в оффшорных банках.
Утверждают также, что Джефри имел связи с ЦРУ и военной разведкой, а
также с мафией.
1969
24 февраля 1969 The Experience выступила в
Лондонском «Альберт Холле», сняв фильм, обозначенный как последнее
выступление группы. На самом деле музыканты продолжали выступать вместе
до 29 июня, когда они выступили на поп-фестивале в Денвере. После этого
концерта Ноэл Рединг объявил, что уходит из группы.
3
мая Хендрикс был арестован в аэропорте Торонто, после того как в его
багаже был найден героин, и был отпущен под залог в 10 000 долларов.
Хендрикс утверждал, что наркотики были подброшены в его сумку фанатом.
К
августу Хендрикс собрал новую группу «Gypsy Sun and Rainbows», чтобы
сыграть на фестивале в Вудстоке. В состав группы, кроме Хендрикса,
вошли басист Билли Кокс, барабанщик Митч Митчел, ритм-гитарист Ларри
Ли, а также Джерри Велез и Юма Султан, игравшие на перкуссии. Это
выступление наиболее известно за исполнение инструментальной версии
гимна США «The Star-Spangled Banner», которая перешла в «Purple Haze»,
затем в соло и в «Villanova Junction». После завершения программы Джими
в ответ на требования публики сыграл свой хит «Hey Joe». Многие
считают, что это было лучшее выступление Хендрикса.
1970
«The Gypsy Sun and Rainbows» не просуществовала
долго: под давлением своих друзей, близких к набиравшим в то время силу
радикальным негритянским движениям, Хендрикс сформировал новое трио
«Band of Gypsys», состоявшее только из чернокожих музыкантов. В него
вошли басист Билли Кокс и барабанщик Бадди Майлз.
С
открытием студии «Electric Lady», Хендрикс стал проводить больше
времени за студийной работой и начал записывать несколько новых песен.
30
августа Хендрикс в последний раз выступил в Великобритании на фестивале
«Isle of Wight» вместе с Митчелом и Коксом. Хендрикс выразил свое
недовольство фанатам из-за того, что те требовали играть старые хиты и
не хотели слушать новые музыкальные идеи Хендрикса. Видеозапись этого
концерта была выпущена под названием «Wild Blue Angel».
6
сентября, на его последнем выступлении на фестивале «Isle of Fehmarn»,
Хендрикс был встречен зрителями чрезвычайно неприветливо и вскоре
покинул сцену.
Хендрикс остался в Англии и утром 18 сентября 1970 года был найден мертвым в номере отеля «Samarkand» в Лондоне.
Он
провел ночь со своей тогдашней подругой, немкой Моникой Данеман, и умер
в постели, захлебнувшись рвотными массами, после приема 9 таблеток
снотворного. Данеман заметила, что с Джимми происходит что-то не то,
однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире
наркотиков. Несколько лет спустя Данеман утверждала, что Хендрикс был
еще жив, когда его переносили в машину скорой помощи, но её комментарии
по этому делу были очень противоречивыми и менялись от интервью к
интервью. В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на
скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джимми увезли в больницу,
спасти его уже было невозможно.
Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском
Мемориальном Парке в Рентоне, штат Вашингтон, США, вопреки его желанию
быть похороненным в Англии.
Посмертная дискография Джими Хендрикса насчитывает более 300 записей.
Альбомы 2008 Feed Back (Collectors Edition) 2004 Hovering In Winterland 2002 Blue Wild Angel 2002 Red House - Wild Thing - Good Times - Fire (Bootleg) 2002 The Baggy's Rehearsal Sessions 2001 The Summer Of Love Sessions 2000 The Jimi Hendrix Experience 1999 Live At The Fillmore East CD1 1999 Live At The Fillmore East CD2 1999 Merry Christmas And Happy New 1998 BBC Sessions 1998 Woke Up This Morning And Found Myself Dead 1996 Get That Feeling & Flashing 1996 Something On Your Mind & On The Killing Floor 1995 Paper Airplanes (CD1) 1995 Paper Airplanes (CD2) 1995 Supersession 1994 Before The Experience 1994 Bleeding Heart 1991 Cherokee Mist 1975 Crash Landing 1975 Midnight Lighting 1974 Loose Ends 1971 Isle Of Wight 1971 The Cry Of Love 1971 War Heroes 1970 70-07-04-Gainsvillega 1970 Band Of Gypsies 1970 Burning Desire 1970 Live At Atlanta Pop Festival 70 1969 1969-02-24 - London 1969 69-06-20 1969 Live At San Diego Sports Arena 69 1968 68-10-12-Sf-Ca 1968 Electric Ladyland 1968 Electric Ladyland Outakes 1968 Live At Winterland 1968 Live In New York 1968 Live In Paris 68 1968 Smash Hits 1967 67-06-17 Monterey Pop Festival, Monterey, CA 1967 Are You Experienced 1967 Axis Bold As Love 1965 Drivin' South (At George's Club 20, New Jersey, 26th December 1965) 1961 At Stills Basement (With Stephen Stills) Band Of Gypsies Rehersals Band Of Gypsys Blues Cat Fish Blues First Rays Of The New Rising In From The Storm Jh-1968-08-03-Dallas TX Jimi By Himself - The Home Recording Jimi.Hendrix-Unsurpassed.Studio.Takes Live In Stockholm Tonarskvall - Radiohuset Studio 4 Outakes, Jams, Etcs Sothebyouttakes - Cd1 The Jimi Hendrix Experience Monday February 24th, 1969 Royal Albert Hall London, England The Last Experience Disc One The Last Experience Disc Three The Last Experience Disc Two Voodoo Soup Источник: wikipedia
8
сентября 1970 года – грустная дата в истории современной музыки. Именно
утром этого дня Джими Хендрикс был обнаружен бездыханным в лондонской
квартире своей подруги Моники Даннеман (Monika Dannemann). С тех пор
прошло уже 34 года, а никакой ясности о причинах смерти этого
гениального музыканта как не было, так и нет. Точнее говоря, есть
официальное медицинское свидетельство о его смерти, в котором
утверждается, что смерть наступила в результате «Inhalation of vomit.
Barbiturate intoxication (quinalbarbitone). Insufficient evidence of
circumstances open verdict.» То есть, Джеймс Маршал Хендрикс задохнулся
от попадания рвотных масс в дыхательные пути, плюс отравление
барбитуратами (это сильнодействующее снотворное), а также замечено, что
обстоятельств указывающих на факт преступления не установлено, про
наркотики тоже ничего не сказано.
Такова официальная
версия. Долгое время и я тоже так считал, грустил от того, что никто не
сидел рядом с Хендриксом в машине скорой помощи, когда его везли из
дома в госпиталь (St. Mary Abbot`s Hospital), ибо увезли-то его живого,
а привезли уже задохнувшегося, вот ведь бардак какой у них в английской
медицине творился! Что-то меня правда в таком объяснении событий
смущало, но что именно – я сформулировать для себя никак не мог.
Помогла недавно прочитанная книга Дэвида Хендерсона (David Henderson)
«`Scuse me While I Kiss the Sky (The Life of Jimi Hendrix)» (c)Omnibus
Press, 2002 в которой приводилась неофициальная авторская версия
трагических событий. Дэвид Хендерсон уже давно изучает творчество Джими
Хендрикса, нужно заметить, что первое издание этой книги было выпущено
ещё в 1981-м году, поэтому мне кажется, что к его мнению нужно, как
минимум, прислушаться. А утверждает он буквально следующее – смерть
Джими вовсе не была трагическим стечением обстоятельств и, тем более,
наступила не в результате употребления наркотиков, Хендрикса всё-таки
убили намеренно. Кто, как, почему, за что? На эти вопросы ответов как
не было так до сих пор и нет. Да и нет у меня сейчас намерения
полностью освещать этот вопрос. Я лишь кратко изложу тезисы Хендерсона,
а остальное вы уже можете додумать самостоятельно и сделать выводы.
1. Смерть Джими Хендрикса в результате передозировки наркотиков – это миф.
2. Мнение патологоанатома – смерть наступила в результате удушья, возможно от рвотных масс.
3.
Предположение – Джимми Хендрикс был убит (нужное подчеркнуть):
наркоторговцами, Правительством США, американской мафией, британскими
бандитами, Правительством ЮАР, ревнивым мужем…
4. Социальная
ситуация – антивоенное движение, беспокойство правительств о
потенциальной возможности влияния музыкантов на настроения молодежи,
охота на ведьм ФБР/ЦРУ, список Никсона…
5. Положение дел у
Хендрикса – постоянный стресс из-за необдуманно заключенных контрактов,
плохого менеджмента и, как следствие, усталости от почти круглосуточной
работы в студии и концертной деятельности. Он уехал из США в Англию,
чтобы избежать давления воротил шоу-бизнеса.
6. Моника Даннеман
утверждала, что тут же позвонила Эрику Бердону (Eric Burdon), как
только увидела, что Джими находится в бессознательном состоянии и что
она не может привести его в чувство. Она говорила, что не знает что
делать и что боится возможного скандала. Бердон, разумеется, заорал,
что нужно немедленно вызвать скорую помощь, но Моника сделала это лишь
спустя несколько часов.
. Водитель скорой помощи, приехавший на
место происшествия, не имел никакого понятия о том, кто такой Джими
Хендрикс, в свои сорок лет он не интересовался поп-музыкой. Он сказал,
что Хендрикс уже был мертв когда он приехал по вызову, лежал полностью
одетым и, насколько он разбирался в таких ситуациях, был уже мертв
довольно продолжительное время. Кроме этого водитель добавлял, что тело
было покрыто рвотными массами, а на шее был плотно затянутый шарф.
Опять-таки, когда он приехал по адресу, квартире никого не было
Исходя
из вышеизложенного мне становится абсолютно ясно, что Джими Хендрикса
хладнокровно убили. Вполне возможно, что Моника Даннеман даже не
находилась в этой квартире в тот момент когда она звонила Эрику
Бердону, равно как и в тот момент когда она вызывала скорую помощь. И
ещё, в одном из интервью для голландской радиостанции,
транслировавшемся в начале 70-х, на вопрос ведущего «Хендрикс был убит
мафией?» Моника ответила утвердительно. В одном из других интервью она
сказала, что Джими отравили. А сейчас она уже ничего не скажет, т.к. в
апреле 1996 года её обнаружили мертвой в собственном автомобиле. Врачи
констатировали отравление окисью углерода (угарный газ) и постановили
считать это самоубийством.
Но, стало ли мне легче от
того, что я это узнал? В этом я совсем не уверен. Возможно ли сейчас
полностью выяснить обстоятельства и причины смерти Джими Хендрикса? Не
знаю, но скорее всего, что нет. Нужно ли это? Да может быть и не нужно
вовсе…
На самом деле, говоря о Джими Хендриксе мне больше
хочется говорить о его музыке, о том, что он успел сделать, а том, что
он записал, о том что он смог исполнить на концертах. Обещаю в самое
ближайшее время что-нибудь написать для «Результатов» по этому поводу.
А сегодня, а вот сегодня в этот печальный день я лучше буду слушать
записи Джими Хендрикса, а не думать о том, почему он был убит.
Достану-ка я с полки Electric Ladyland!
Т (17 сентября 2004 г.)
--------------------------------------------------------------------------------
P.S.
Что точно происходило этой ночью с 17 на 18 сентября 1970 года в
квартире по адресу 22 Landsdowne Crescent, London W11 никому
неизвестно. Ясно только одно – умирать Джими Хендрикс не собирался,
даже наоборот, перед сном он написал стихотворение, которое наверняка
бы стало основой для новой песни. Вот его текст.
The story of Jesus so easy to explain, after they crucified him, a woman, she claimed his name
The story of Jesus the whole Bible knows went all across the Desert and in the middle, he found a rose
There should be no questions there should be no lies He was married ever happily after for all the Tears we cry
No use in arguing all the use to the man that moans when each man falls in Battle, His soul it has to roam
angels of heaven flying Saucers to some, made Easter Sunday the name of the Rising Sun
The story is written by so many people who dared, to lay down the truth to so very many who cared to carry the cross of Jesus and beyond We will gild the light this time with a woman in our arms
We as men can’t explain the reason why the woman’s always mentioned at the moment. That we die.
All we know is God is by our side
and he says the word So easy yet so hard I wish not to be alone So I must respect my other heart
Oh the story of Jesus is the story of you and me No use in feeling lonely I am you searching to be free
the story of life is quicker than the wink of an eye
the story of love is hello and goodbye until we meet again
Jimi Hendrix September 17, 1970
|